Вадим Гукало. Индия. Имение Святослава Рериха Татагуни под Бангалором (апрель 2018)

Индия. Бангалор. Посещение имения Святослава Рериха и Девики Рани Татагуни. Апрель 2018.
Я приехал на поезде из Дели на станцию Прашанти Нилаям, там взял рикшу и поехал в Путтапарти. Как и в прошлый свой визит ашрам в 2012 году я сразу поселился в шеде А5 для иностранцев. Из ашрама я хотел поехать в Бангалор и посетить имение Святослава Рериха и Девики Рани, чтобы почтить их светлую память. Пару дней я пожил в ашраме. За это время я съездил в Супер-госпиталь и сдал 400 гр крови. За это получил пакетик пепла – вибхути, который, как мне сказали, когда-то при своей жизни материлизовал святой Саи Баба.
Было жарко около сорока градусов, я каждый день ходил купаться в открытый бассейн недалеко от ашрама. В воскресенье из Путтапарти в Бангалор я выехал на местном общественным автобусе и через два с половиной часа прибыл в столицу штата Карнатака – Бангалор. Там на автовокзале я взял рикшу и поехал в имение Святослава Рериха и Девики Рани – Татагуни. От Бангалора до Татагуни около двадцати километров, время в пути заняло у меня больше часа. Молодой рикша не знал дороги, делал короткие остановки, спрашивал дорогу у других рикш. Он был жадным и потребовал еще, захотел набить цену. Вначале мы договорились сначала за 800 рупий, но потом цена за поездку выросла до 1200 рупий. После спора мы сошлись на 1000 рупий. Я уже пожалел, что нанял этого рикшу. На автовокзале мне лучше было бы спуститься в метро и доехать до последней остановки метро на Карнатака роуд, а уже там взять рикшу и поехать в имение. Это было бы и дешевле и быстрее. Всегда мы поступаем по старой привычке, по стереотипу, по неведению, а хорошая и лучшая мысль приходит уже после. Если Бог даст, то в следующий раз, когда приеду в Бангалор, то поеду в имение сначала на метро, а потом возьму рикшу. Мой рикша несколько раз сбивался с пути и плутал по городу. Мы чуть не пролетели мимо имения Рерихов, хорошо что я заметил возле дороги два стенда. Один стенд гласил: « Tataguni (Roerich) Estate», а другой приглашал « Welcome to Roerich Estate”. Там же перед въездом в имение установлен еще один стенд, на котором написано на хинди, что имение Татагуни Эстейт Святослава Рериха и Девики Рани принадлежит правительству штата Карнатака с 21.11.1996 согласно его постановлению от 21.11.1996 года.
Это постановление индийских чиновников не стало последнем в имущественном споре с Мэри Пуначи за обладание имением. Последнюю точку в многолетнем судебном процессе поставил Верховный суд Индии. 9 августа 2011 года там было принято решение в поддержку превращения имения Рерихов Татагуни (то что от него осталось) в музей регионального уровня. После ухода из жизни Святослава Николаевича через год скончалась Девика Рани. К сожалению, детей у них не было. Завещание Святослава Рериха было следующим похоронить его тело в Санкт-Петербурге, создать в усадьбе Татагуни природный заповедник, а в здании его резиденции создать музей, целый культурный комплекс, художественный и выставочный центр. Однако эти планы нарушила бывшая экономка Мэри Пуначи. Она решила завладеть собственностью Рерихов и вступить в права наследства. Мэри Пуначи оказала силовое давление на Девику Рани, а потом после ее смерти Пуначи предъявила аж шесть завещаний, каждое из которых оказалось фальшивкой и признано судом недействительными. Имение оказалось под арестом. Но экономка успела украсть все драгоценности Девики Рани и многое ценное из дома.
По этому поводу мне вспомнилось чье-то короткое и мудрое стихотворение:
Мы ценим то, что оплачено деньгами.
А важно то, о чем молились со слезами.
Мы бережем в своих шкатулках украшения,
Не сохранив друг к другу уважения.

Жадная и корыстная Мери Пуначи вывезла на трех грузовиках все самое ценное из имения Татагуни. Экономка смогла продать некоторые картины С.Н.Рериха и часть земли в усадьбе частным лицам. Усадьба большая и занимает 135 гектар. Ее сделки суд признал незаконными и аннулировал. По решению Верховного суда имение и усадьба Татагуни передано в собственность штата Карнатака. Мэри Пуначи посадили за решетку за мошенничество, но ненадолго, вскоре ее освободили. К сожалению, коррупция в Индии является частым явлением, коррупция процветает и остается безнаказанным явлением. Решение Верховного суда обязало правительство штата Карнатака полностью нести ответственность за состояние имения. Главная проблема состоит в том, что у усадьбы нет настоящего хорошего куратора от штата Карнатака. Раньше эту позицию занимал некто Ману Балигар, но он ушел с этой бесперспективной должности. Правительство штата до сих пор не выделило обещанные деньги. Превращение имения Татагуни в культурный центр и музей хотя бы регионального значения произошло только на словах.
Я прошел дальше по дороге. За входом у дороги поставлен небольшой стенд -путеводитель: гостевой дом и туалеты налево, розовый сад направо, прямо – резиденция, студия, мемориал Рериха, а также плантация эфироносного растения – ланаойл и озеро. Я пошел прямо, залаяли собаки, вышел к дому Рериха и Девики Рани. Оттуда вскоре вышли два индуса – охранника. Судя по их виду, они там просто живут и бездельничают. Один из них был главным «полицейским» Он спросил меня: « Есть ли у меня разрешение?» Я знал, что ответить и сказал уверенным, строгим и твердым голосом, что специально звонил по поводу разрешения в полицейское управление Бангалора. Мне ответили, что я могу посетить усадьбу Татагуни и осмотреть внешний вид имения, но резиденция и студия Рериха опечатаны и для их осмотра внутри требуется специальное разрешение. Это была правда. У охранника не получилось прогнать меня или получить с меня мзду, деньги за разрешение. Он сдался и отошел в сторону, стал просто наблюдать за мной. Там было много собак, но они только издали немного полаяли, легли и не стали ко мне приближаться. Я прошел к мемориалу, который хорошо сохранился. Там я помолился за Святослава Николаевича и Девику Рани.
Дом Святослава Рериха и его художественная студия были построены в 1955 году. Чисто внешне здание выглядит вполне удовлетворительно. В одном месте черепица на крыше была повреждена. Но вокруг царит разруха и запустение. Возле входа в дом свалки из камней для ремонта дороги ,а вокруг дома все хозяйственные постройки разрушены, включая гостевой дом. Рядом с дом власти штата поставили электрическую подстанцию и провели высоковольтную электролинию. Однако чувствуется, что у имения Рериха нет хорошего хозяина. Постепенно все разрушается. Небольшой храм Девики Рани под баньяном по прежнему стоит без крыши. Только могучий и великолепный баньян рядом с домом продолжает восхищать своим мощным стволом и многочисленными причудливыми воздушными корнями, которые уходят в землю. Я не стал осматривать плантацию эфироносных растений – ланаойл. Продажа масла этого растения и других эфироносных растений приносил Рериху хороший доход и давала возможность быть экономически независимым.
Почему сейчас до этого прибыльного бизнеса никому нет дела? Потом что нет организатора и хозяина. Никому нет до этого дела. Плохо когда в доме нет хорошего хозяина. Я не пошел смотреть розовый сад, который любила Девика Рани и не пошел к озеру, на берегу которого любили отдыхать Святослав и Девика, любуясь природой. Я с тихой грустью я покинул имение Татагуни. Печально запустение.
Святослав Николаевич Рерих оставил после себя огромное культурное и художественное наследство всемирного значения.
Он говорил: « Мысли Н.К.Рериха и мои всегда были тесно связаны с родиной и с русским народом. Где бы не были, где бы не путешествовали мы всегда думали и держали в наших сердцах образ русского человека. Николай Константинович и я, все мы, вся наша семья горячо верили в будущность, в великую будущность русского народа. Русский народ покажет пример, даст человечеству новые пути, откроет какие-то новые врата и тем обогатит и создаст прекрасную, новую жизнь. Расширяя наше сознание всё время, учась у других, заимствуя то, что у них прекрасно, мы создадим всё, что необходимо для прекрасной, богатой будущей жизни. Жизнь может быть прекрасна. Жизнь может быть чрезвычайно богата, но мы должны подойти к этому сознательно. Мы должны об этом думать и думать именно так: давая человечеству и создавая образы, которые помогут осуществить свои мечтания то, что люди хотели бы претворить в своей жизни».

Здесь я привожу ответы Святослава Николаевича Рериха на различные вопросы его учеников:
– Как спасать церковь, какое у нее будущее? – Нужно низвести на себя Святой Дух. Озарение приходит в любом месте. От красивых мыслей к красивым образам, к красивым действиям – так зажигается огонь Духа.
– Почему жизнь тяжела? – Жизнь тяжела, но мы имеем возможность жить на земле и улучшать себя.
– В чем состоит будущее? – Будущее – это те мысли, которые мы закладываем сегодня. Самое главное – всё обращено к себе.
– О разногласиях в группах «Живой Этики». – Надо быть терпеливым. Если у человека, мысли противоречат Учению, то не надо его « воспитывать», переубеждать; отобрать его веру можно, но это не значит, что дать что-то взамен.
– О печатании сокровенных вещей. – Это не важно. Не будем об этом волноваться. Всё покроется и будет впитано большим мощным движением.
– О паломничестве ко святым местам. – Без внутренней подготовки оно ничего не дает. Если есть внутренняя работа над собой, всё прейдёт, когда человек готов.
– По поводу конфликтов. – Их надо избегать, особенно с посетителями быть очень внимательными.
– О чтении. – Можно сколько угодно читать, но главное – применять знания в жизни.
– О смысле жизни. – Нужно знать, для чего ты существуешь, каковы твои цели и каковы пути их достижения. Главное – не отвлекаться от цели, а отвлекать будет многое и различные впечатления распыляют сознание. Человек прыгает в разные стороны в поисках пути или какого-то откровения. Нужно перерождение
– О Шамбале. – Шамбала – там, где люди собираются во имя Духовных достижений. Не надо искать физического места. Люди ищут новых впечатлений. Это не путь. Людей нежелательных не допускать.
– О рериховском центре. – Это должен быть живой центр. Для всех, где будут проходить встречи, собрания, выставки, концерты.
– Канон «Господом Твоим». – Умение и необходимость понимания всех людей. Чем уже религия и секта, тем труднее говорить о синтезе и всевмещении. Не нужно отвлекаться на мелочи и помнить только главное. Если главное направление правильно,то мелочи потом укладываются.
– О главном. – Самое главное устремление возжигания огней в самом себе. Это является внутренней работой, следующее – различение приходящих людей. Важен сам человек, а не его проблемы. Важно устремление, искания и помыслы. Когда люди жаловались на проблемы или делились какими-то опасениями, то Учитель говорил: «Не будем об этом беспокоиться».
– О деньгах. – Ничего дурного в них нет, только от нас зависит, как мы их используем во благо или во вред.
– О вопросах. – Нужно четко формулировать вопрос, но на общий вопрос невозможно четко ответить.
– О письмах Елены Рерих. – Без них невозможно постижения Учения.
– О Иоанне Кронштадском. – Когда Николай Рерих был мальчиком, к ним домой неожиданно пришел отец Иоанн, который указал какие лекарства пить. Когда Н.К.Рерих был уже в Академии Художеств, он с другими художниками был на встрече с отцом Иоанном. Когда тот подъехал и взошел на ступеньки, он увидел довольно большую группу художников, но выделили только Рериха, подошел к нему и говорит: « Вот, вот болеть не нужно! Вам предстоит многое сделать для России!»
– Об устремлении к знанию. – В будущем при устремлении все откроется, но искать и ломиться в закрытые двери бессмысленно до поры совершенствования.
– О пустых разговорах.- Люди говорят между собой, и в этом увлечении они забывают, кого действительно следовало бы слушать.
– О чуде. – Чудо есть пересечение двух сил внешних и внутренних. В момент чуда внутреннее напряженное устремление встречается с внешним надземным действием. Закон диктует, что в этот момент должно совершиться чудо. Не раньше и не позже. Главное – огненная вера и устремление! Когда устремление падает или откладывается, надо сконцентрироваться, собраться, дождаться и все прейдет. Нужно понимать цену чудесам!
– Смысл Учения Вивекананды. – Надо любить себя, любить свое духовное совершенствование и свой Дух. Кто не любит свой Дух, кто не любит себя, тот не любит и других и не видит Бога в других. Когда не видишь, не чувствуешь и не любишь Духа, Бога в себе, тогда не видишь, не любишь и не чувствуешь Бога в других. Это главная концепция Любви к себе. Высокий Дух должен приносить себя в жертву слабым, больным, несчастным, принося пользу человечеству. Это есть настоящая духовная свобода. Как мать заботиться о ребенке, также надо относится к себе, своему Духовному развитию, наблюдать за собой, постоянно себя направлять. Это ничего, если есть ошибки, не нужно сокрушаться и рвать на себе волосы, бить в грудь, нужно только их исправлять. Когда молодое деревце растет, если как-то ее направить изогнуть, когда оно вырастет, таким оно и будет. Но когда дерево выросло, то изогнуть его очень трудно. Тоже самое и в духовном развитии. Главное в жизни – устремление.
– В чем оно выражается? – Каждый день делать что-то во внутренней и внешней жизни лучше».

Источник: proza.ru