Музей-усадьба «Татагуни»

В пригороде индийского города Бангалор размещено имение Татагуни. Это индийское поместье, хранит память о мудром русском художнике Святославе Николаевиче Рерих и его супруге – знаменитой индийской киноактрисе Девике Рани.  Имение Татагуни наполнено зеленью редких растений, размещено рядом с живописным озером, имеет плантацию  редчайших эфироносных деревьев.

 

Знакомство Святослава и Девики состоялось в 1944 году. А уже 23 августа 1945 состоялась их свадьба. К этому времени оба стали известными и творчески талантливыми людьми. Девика – как, внучатая племянница Р.Тагора, была известной киноактрисой, первой леди индийского экрана, руководителем киноконцерна «Bombay Talkies» со студией в Маладе. Святослав – как осле замужества Девика Рани оставила руководство киноконцерном. В 1948 супруги приобрели имение «Tatguni Estate», которое расположено в 20 км от столицы штата Карнатака – города Бангалор. Усадьба “Татагуни” занимает территорию около 135 га. В 1949 году супруги переезжают для проживания в усадьба “Татагуни”.

С.Н. Рерих и Девика Рани на вилле в Бангалоре
Имение «Tatguni Estate», Индия, Бангалор
С.Н. Рерих и Девика Рани

Имение начинает обустраиваться. В 1949 году С.Н.Рерих приобретает и организует грандиозную плантацию редчайших эфироносных деревьев. Здесь он продолжает творить свои великолепные картины.

Продолжая дело своих родителей и старшего брата, С.Н. Рерих приложил много усилий для признания подвижнической деятельности уникальной семьи Рерихов на Родине и для укрепления культурных связей между Индией и Россией. Усадьбу посещают многие государственные и общественные деятели Индии, СССР и других стран. За общественную миротворческую деятельность С.Н.Рерих был награжден орденом Дружбы народов в СССР и высокой гражданской наградой Падма Бхушан (Орден Лотоса) в Индии.

После смерти Святослава Рериха (30.01.1993) и Девики Рани (09.03.1994) судьба их имения оказалась в центре внимания мировой культурной общественности, но причины были трагичны. Почти двадцать лет имение простояло заброшенным, поскольку индийские власти никак не могли разобраться, кому оно принадлежит. Мэри Пунача, экономка бездетной семьи Рерихов, подделала аж шесть завещаний, переписав на себя усадьбу, коллекции и даже драгоценности Девики. Дождавшись смерти владельцев имения, Пунача попыталась вступить в права наследства, предъявив фальшивки, и в результате имение оказалось под судебным арестом.

В результате – многолетние судебные разбирательства, связанные с предательством алчной секретарши С.Н. Рериха, которая не только обворовала художника и подделала его завещания, но и обманным путем вынудила жену художника продать частной компании около 90 га земель имения. Только летом 2002 года Верховный суд штата Карнатака признал недействительной эту сделку, а имение как национальное достояние передал во владение государству. Опустевшее и ставшее бесхозным после ухода из жизни своих владельцев имение, постепенно привело к частичному разрушению зданий, гибели редчайших деревьев, к негодности системы водоснабжения и главное – от неухоженному виду захоронений С.Н. Рериха и Девики Рани.

В 2003  году, выражая признательность правительству Карнатаки, Посол России в Индии А.М. Кадакин  отметил, что «не взирая на разного рода препятствия, искусственно создаваемые людьми препоны, искренне старается вернуть первоначальный блеск дому художника в имении Татагуни и превратить его в культурный центр и перворазрядный музей, который будет стоять на одном уровне с расположенным в Центральной России всемирно известным имением Л.Н. Толстого Ясная Поляна. Татагуни должно стать одним из наиболее значительных достопримечательностей и туристических мест в Индии».

Сейчас Музей С.Н.Рериха и Девики Рани расположен в летней мастерской С.Н.Рериха, представляющей собой небольшой однокомнатный домик с четырехскатной крышей, расположенный на склоне чуть ниже двухэтажного дома Рерихов. Строительство летней мастерской, вероятно, относится к концу 1950-х – началу 1960-х годов, когда С.Н.Рерих с Девикой Рани жили в имении Татагуни около Бангалора, а в Кулу приезжали, в основном, в летние месяцы. Так, в письме от 22 мая 1958 г. на имя управляющего имением Вишну Чарана С.Н.Рерих спрашивает: «Когда Вы начнете Студию?»

Вымощенная камнями дорожка начинается от Галереи картин Н.К. и С.Н. Рерихов, спускается вниз по склону, откуда открывается красивейший вид на долину Кулу, и около развилки поворачивает направо, упираясь в приветливо открытую дверь летней мастерской Святослава Николаевича, окруженной деревьями самшита и хурмы.  В прежние времена окна мастерской смотрели прямо на заснеженные вершины Гепанга, скрытые сейчас от взоров разросшимися деревьями. Сюда же, на северный склон, выходила еще одна дверь – в настоящее время она закрыта. Центральная часть крыши была застеклена, и в мастерской было много солнца и света.

Экспозиция летней мастерской была открыта после проведенного капитального ремонта в 2004 году, к 100-летию со дня рождения С.Н.Рериха. В 2013 году в мастерской открылась обновленная экспозиция, подготовленная в сотрудничестве с Международным Центром Рерихов.

В экспозиции мастерской представлена репродукция портрета  жены Святослава Николаевича,  Девики Рани, написанного им в 1946 г.,  на следующий год после свадьбы. «Она прекрасный человек и европейского образования, кроме того, она внучатая племянница Тагора, и высокая врожденная культурность этой семьи ярко выражена во всей ее жизни, – писала в одном из писем Е.И.Рерих. – Мы очень полюбили ее, она с мужем проводила у нас лето и осень. Н[иколай] К[онстантинович] очень ценил ее чуткость и удивительно ровный характер». На портрете Девика изображена в солнечно-желтом сари, на фоне мягких розовых соцветий индийской сирени. Облик ее дышит женским очарованием  и духовной утонченностью.

Актриса и режиссер, звезда индийского экрана, Девика Рани стала преданной женой и другом Святослава Николаевича. Широко образованная и талантливая, она являлась членом многих культурных организаций Индии, но своей главной миссией считала во всем помогать мужу. В экспозиции одной из витрин представлена печатная машинка Девики Рани, некоторые канцелярские принадлежности и украшения, а также небольшой томик Библии, подаренной Девике ее матерью.

 

Девика Рани неизменно сопровождала мужа в его поездках в Россию. «Живая частица Индии», – так представлял ее на выставках Святослав Николаевич. «Она очень обогатила мою жизнь и обогащает, – говорил художник о своей жене. – Она – тот ближайший контакт, который я имею с Индией, и, может быть, одна из главных причин, почему я так люблю Индию».

 

Россия и Индия объединились в сердце и в жизни художника, в его творчестве и в его действиях. В 1989 г. по инициативе С.Н.Рериха в Москве был основан Советский Фонд Рерихов (переименован в Международный Центр Рерихов).   В 1992 году в Индии Святослав Николаевич создает Международный Мемориальный Трест Рерихов. Создание этих  организаций, призванных  хранить наследие Рерихов,  активно участвовать в популяризации их мыслей и творчества и тем самым создавать новые возможности для продвижения человечества к мирному и прекрасному будущему, стало величайшим вкладом Святослава Николаевича в дело объединения России и Индии.

Яркие цвета российского и индийского национальных флагов венчают экспозицию мастерской С.Н.Рериха, символизируя  культурную и духовную близость двух наших великих стран.

Объекты музея-усадьбы «Татагуни»

№ п/п
Наименование объектов
Характеристика объекта
1
Мемориал
Захоронения; гранит диаметр 10 м; две могилы 1.5х4м
2
Жилой дом
1 этаж:156.5 кв.м, терраса: 71кв.м; 2 этаж: 83кв.м
3
Мастерская
Два этажа: длина 21м, ширина 7м 21х7= 147х2=294 кв.м
4
Завод
20х6=120+ 3х3=130 кв.м
5
Колодец
Диаметр 6м, глубина 6м
6
Гараж
Ширина 8м, длина 6м
7
Дома для прислуги -4 
Ширина 8м, длина 6м
8
Хозяйственные постройки
Открытая терраса 20х6м

Местоположение музея-усадьбы «Татагуни»

Бангалор, Карнатака
Индия 12°50'47.7"N 77°31'18.0"E

Мемориал

Фото Марины Филипповой (Источник: https://kailash.ru/c001/1289.html)

Жилой дом

Святослав Николаевич Рерих. Имение Татагуни. Бангалор. 1960-е гг.

Мастерская

Святослав Николаевич Рерих в своей мастерской. Имение Татагуни. Бангалор. 1962.

Завод

Гараж

Дом для прислуги

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...